100-летний юбилей мастера
Арно Бабаджанян
(1921 — 1983)

Арно Арутюнович Бабаджанян — советский армянский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР. С 1943 г. – член Союза композиторов СССР.

Арно Бабаджанян родился в 1921 году в Ереване. Среди родных будущего композитора не было музыкантов-профессионалов, однако музыка бытовала в семье постоянно. Отец Бабаджаняна был музыкально одарен, он с большим мастерством играл на множестве армянских народных инструментов.
Музыкальные способности мальчика проявились рано. В 3−4 года он не только внимательно прислушивался к музыке, но и пытался самостоятельно «музицировать» на старой фисгармонии. Коронным номером в исполнении маленького Арно был народный гюмрийский танец «Калоси пркен». Мальчик не просто подбирал народные мелодии, но и старался их гармонизировать, варьировать. Его увлекли песни Саят-Новы, услышанные на одном из семейных вечеров. С самых ранних лет будущий композитор рос в атмосфере народной музыки. Все это в дальнейшем сказалось на формировании его музыкального языка.

Арно Бабаджанян всегда с улыбкой вспоминал, что его первая встреча с «настоящим» композитором произошла в детском саду: «Пришел какой-то дядя, он заставил нас петь, проверял слух. Я тоже пел, выстукивал ритмы. Дядя послушал, потом сказал, что меня нужно обязательно учить музыке. Много позже я узнал, что этим „дядей“ был Арам Ильич Хачатурян. Так я впервые познакомился с ним».

В 1928 году родители определили Арно в группу одаренных детей при консерватории. Занимаясь в классе фортепиано, он быстро делал успехи. Но все сильнее овладевало им желание самому сочинять музыку. Арно было девять лет, когда он написал «Пионерский марш», принесший ему первую славу.
В те годы частым гостем в доме Бабаджанянов был выдающийся поэт Егише Чаренц. Он любил послушать игру мальчика. И вот однажды, прослушав «Пионерский марш» в исполнении юного автора, он посоветовал издать это сочинение. Впрочем, не только посоветовал, но и помог делом. Марш вышел в свет в 1932 году.
К тому же времени относятся первые значительные успехи Арно в области исполнительства. В 1933 году на республиканской олимпиаде молодых музыкантов он получил первую премию. Юный пианист выступил с такими трудными произведениями, как IV соната Бетховена, «Рондо каприччиозо» Мендельсона и др.

В 1936 году А. Бабаджанян поступил в музыкальный техникум при Ереванской консерватории. Продолжая учебу как пианист, он вместе с тем начинает и систематические занятия по композиции в классе Вардкеза Григорьевича Тальяна.
Через два года в 1938 году Арно Бабаджанян переезжает в Москву и поступает на последний курс музыкального училища имени Гнесиных. Он занимается по классу фотепиано у Е. Ф. Гнесиной, по композиции — у В. Я. Шебалина. Проходит еще год, и Арно студент I курса Московской консерватории. Здесь происходит знаменательная, оставившая глубокий след в творческой биографии молодого музыканта встреча с К. Н. Игумновым, в класс к которому был зачислен А. Бабаджанян. Выдающийся представитель русской пианистической школы, художник исключительной культуры и энциклопедических знаний, Константин Николаевич Игумнов был гордостью советского музыкального искусства. К. Н. Игумнов сыграл большую роль в художественном воспитании А. Бабаджаняна. Он постепенно, исподволь расширял общий кругозор своего ученика, вводил его в самые различные области музыкального творчества. В частности, надолго запомнились А. Бабаджаняну занятия, в ходе которых изучались произведения Баха и Рахманинова. Глубокая, строгая музыка великого немца и страстная, эмоционально-открытая музыка русского классика особенно сильно повлияли на развитие композиторского дара молодого музыканта.
Не случайно впоследствии исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова стало одним из ярких достижений Бабаджаняна-пианиста.

Арно на всю жизнь сохранил глубокое уважение и любовь к своему учителю. И К. Н. Игумнов был высокого мнения о своем ученике. В 1942 году он писал: «Арно Бабаджанян… редко талантливая музыкальная натура… Можно предсказать ему с уверенностью яркую артистическую будущность, при наличии условий, способствующих его музыкальному росту».
Предсказание К. Н. Игумнова сбылось.
Бабаджанян А. А. Произведения для фортепиано. — Москва : Советский композитор, 1991. —  С. 3
Бабаджанян А. А. Произведения для фортепиано. — Москва : Советский композитор, 1991. — С. 15
Бабаджанян А. А. Произведения для фортепиано. — Москва : Советский композитор, 1991. — С. 20
Оборот титульного листа издания : Бабаджанян А. Песни. – Москва : Советский композитор, 1984. – 87 с.
В 1936 году А. Бабаджанян поступил в музыкальный техникум при Ереванской консерватории. Продолжая учебу как пианист, он вместе с тем начинает и систематические занятия по композиции в классе Вардкеза Григорьевича Тальяна.
Через два года в 1938 году Арно Бабаджанян переезжает в Москву и поступает на последний курс музыкального училища имени Гнесиных. Он занимается по классу фотепиано у Е. Ф. Гнесиной, по композиции — у В. Я. Шебалина. Проходит еще год, и Арно студент I курса Московской консерватории. Здесь происходит знаменательная, оставившая глубокий след в творческой биографии молодого музыканта встреча с К. Н. Игумновым, в класс к которому был зачислен А. Бабаджанян. Выдающийся представитель русской пианистической школы, художник исключительной культуры и энциклопедических знаний, Константин Николаевич Игумнов был гордостью советского музыкального искусства. К. Н. Игумнов сыграл большую роль в художественном воспитании А. Бабаджаняна. Он постепенно, исподволь расширял общий кругозор своего ученика, вводил его в самые различные области музыкального творчества. В частности, надолго запомнились А. Бабаджаняну занятия, в ходе которых изучались произведения Баха и Рахманинова. Глубокая, строгая музыка великого немца и страстная, эмоционально-открытая музыка русского классика особенно сильно повлияли на развитие композиторского дара молодого музыканта.
Не случайно впоследствии исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова стало одним из ярких достижений Бабаджаняна-пианиста.
Арно на всю жизнь сохранил глубокое уважение и любовь к своему учителю. И К. Н. Игумнов был высокого мнения о своем ученике. В 1942 году он писал: «Арно Бабаджанян… редко талантливая музыкальная натура… Можно предсказать ему с уверенностью яркую артистическую будущность, при наличии условий, способствующих его музыкальному росту».
Предсказание К. Н. Игумнова сбылось.

…1941 год. Началась Великая Отечественная Война.
В эту трудную пору советское искусство зажило еще более активной жизнью. Именно в эти нелегкие годы молодые композиторы в полный голос заявили о себе.
В 1942 году Арно возвращается в Ереван и продолжает там учебу в консерватории (одновременно по фортепиано и композиции). Вместе с другими музыкантами он активно участвует в шефских концертах для воинов Советской Армии, руководит самодеятельным ансамблем в одной из воинских частей.
А. Бабаджанян пишет песни, посвященные Отечественной войне, сонату и различные пьесы для фортепиано, в том числе «Вагаршапатский танец», получивший впоследствии большую популярность, и Фортепианный концерт в 3-х частях.

А. Бабаджанян одновременно продолжал занятия с К. Игумновым в Московской консерватории и в 1948 году с отличием окончил ее по классу фортепиано. За год до окончания консерватории молодому музыканту посчастливилось быть участником 1-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге. Здесь Бабаджанян получил премию на конкурсе композиторов за три фортепианные пьесы — «Прелюдию», «Вагаршапатский танец» и «Токкату».
Начиная с 1947 года, творчество А. Бабаджаняна становится особенно интенсивным. Один только перечень произведений: «Полифоническая партита» в 3-х частях (1947), Струнный квартет (1948), Концерт для скрипки с оркестром (1949) — свидетельствует о ширящихся интересах и возросшей профессиональной культуре композитора.

40-е годы явились порой возмужания таланта А. Бабаджаняна. Композитор упорно искал свою тему, накапливал профессиональное мастерство. Его музыкальный стиль все более кристаллизовался, обретал характерность. Однако все, что создал композитор, несмотря на определенную художественную ценность, скорее говорило о его широких возможностях, нежели о полном их претворении.

Написанное в 1952 году Фортепианное трио стало крупной вехой в творческой биографии композитора. Это произведение никого не оставляет равнодушным. Никогда еще молодой композитор не достигал такой глубины, такого внутреннего осмысления большой идеи. Трио несомненно автобиографично: композитор писал его в трудную пору, когда здоровье его и жизнь были под угрозой. Отсюда в музыке налет трагического, бурный протест, страстность и острота переживаний.

Почти одновременно с Трио, в том же 1952 году, А. Бабаджанян написал одну из своих лучших фортепианных пьес — «Каприччио». Изящная вальсообразная мелодия пленяет редкой выразительностью, поэтичностью. Эта красочная, полная фантазии и лирического чувства миниатюра, характеризующая зрелый фортепианный стиль автора, быстро завоевала симпатии слушателей.
В 1955 году А. Бабаджанян закончил «Поэму-рапсодию» для симфонического оркестра. Яркая по музыке «Поэма-рапсодия» принадлежит к типу популярных симфонических произведений. К сожалению, концертная ее судьба сложилась неудачно. Лишь однажды она была сыграна в 1955 году в Москве (под управлением Н. Рахлина) и более не исполнялась.
В последующие годы Арно Арутюнович много работает в области киномузыки. Получила известность его музыка к кинофильмам «В поисках адресата», «Тропою грома» и «Песня первой любви» (написанная совместно с композитором Л. Сарьяном). В 1957 году А. Бабаджанян написал музыку еще к двум кинофильмам: «Лично известен» («Камо») и «Жених с того света».
В 1965 он создает фортепианный цикл «Картины», состоящий из шести пьес («Импровизация», «Народная», «Токкатина», «Интермеццо», «Хорал», «Сасунский танец»), основанный на интонациях музыки и вместе с тем являющийся ярким примером додекафонной техники письма. Творческое содружество с известным армянским композитором Александром Арутюняном выливается в создание фортепианных дуэтов: «Танец», «Армянская рапсодия» (1952) и «Праздничная» (с ударными инструментами, 1964).
Особого внимания заслуживают произведения для фортепиано с оркестром — Концерт, «Героическая баллада», «Ноктюрн», «Грезы», в которых композитор обнаруживает блестящее знание не только фортепианной, но и оркестровой техники письма.

Бабаджанян остался в памяти миллионов людей как непревзойденный мастер песенного жанра. Его песни — столь теплые и родные каждому советскому человеку — это и душевная исповедь, как, например, в «Ноктюрне» и бьющая жизненной энергией песня про «Лучший город…».
Арно Бабаджанян обрел огромную популярность как автор музыки, написанной на слова поэта Роберта Рождественского. Их песни, исполненные Муслимом Магомаевым и полюбившиеся тогда, не устаревают и по сей день — «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба».
Успех выпал и на долю песен, написанных в соавторстве с Евгением Евтушенко — «Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы», с Андреем Вознесенским — «Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку».

Уникальный мелодический дар А. Бабаджаняна, его умение соединять музыкальные традиции разных культур в самом популярном песенном жанре, снискали ему поистине всенародную любовь. Но сколько бы лет ни прошло, его эстрадные шлягеры до сих пор остаются непревзойденными маленькими шедеврами.
С Робертом Рождественским и Муслимом Магомаевым,
октябрь 1971 года
Арно Бабаджанян с родителями
Маленький Арно,
30-е годы
Арно во время концертной и творческой деятельности,
80-е годы
Ноты из фонда отдела музыкально-нотной литературы
ГАУК СО «СОУНБ им. В.Г. Белинского»
Бабаджанян А. А. Произведения для фортепиано. – Москва : Советский композитор, 1991.
Бабаджанян А. А. Элегия. – Москва : Советский композитор, 1979.
Бабаджанян А. А. Полифоническая соната. – Москва : Советский композитор, 1959.
Бабаджанян А. Песни. – Москва : Советский композитор, 1967.
Бабаджанян А. А. Новые песни. – Москва : Музыка, 1967.
Бабаджанян А. А. Ноктюрн. – Москва : Советский композитор, 1988.
Бабаджанян А. А. Песни. – Москва : Советский композитор, 1967.
Бабаджанян А А. Песни. – Москва : Советский композитор, 1984.
Бабаджанян А. Позови меня. – Москва : Советский композитор, 1971.
Бабаджанян А. Мой Ереван ; Грусть и радость моя ; Ночная серенада ; Песня первой любви. – Москва : Музгиз, 1959.
Бабаджанян А. А. Картины. – Москва : Музыка, 1966.
Бабаджанян А. А. Поэма. – Москва : Музыка, 1967.
Бабаджанян А. А. Песни из кинокартин «В поисках адресата» и «Тропою грома». – Москва : Музгиз, 1956.
Бабаджанян А. Прости ; Говорят. – Москва : Советский Композитор, 1959.
Бабаджанян А. А. Песня об Ульяновске. – Москва : Музгиз, 1976.
Бабаджанян А. А. Слушай нас, всей земли молодежь!. – Москва : Музгиз, 1955.
Бабаджанян А. А. Дружбы знамена – выше. – Москва : Музгиз, 1954.
Бабаджанян А. А. Дружбы знамена – выше. – Москва : Музгиз, 1957.
Пластинки из фонда отдела музыкально-нотной литературы
ГАУК СО «СОУНБ им. В.Г. Белинского»
Магомаев М. Воспоминания об Арно Бабаджаняне. – Москва : Бомба Мьюзик, сор. 2007.
Бабаджанян А. Песни. – Москва : Мелодия, 1978.
Фрагмент
Бабаджанян А. Песни. – Москва : Мелодия, 1981.
ФРАГМЕНТ
Арно Бабаджанян – пианист. – Москва : Мелодия, 1986.
ФРАГМЕНТ
ФРАГМЕНТ
Печатные издания из фонда отдела музыкально-нотной литературы
ГАУК СО «СОУНБ им. В.Г. Белинского»
Аршакян С. Вспоминая Арно Бабаджаняна // Музыкальная жизнь. – 2012. – № 1. –  С. 101–103
Григорян А. Вспоминания об интервью, которого не было // Музыкальная академия. – 2011. – № 1. – С. 133–134
Саркисян С. Современные черты музыки А. Бабаджаняна // Музыкальная академия. – 2011. – № 1. – С. 131–133
Джагацпанян К. Наш Арно // Музыкальная академия. – 2007. – № 2. – С. 114–116
Саакян Л. Влияние фортепианных танцев Комитаса на произведения раннего периода творчества Арно Бабаджаняна // Музыкальная академия. – 2015. – № 2. – С. 64 - 67
Аршакян С. Арно Бабаджанян. 90-летний юбилей большого мастера // Музыкант классик. – 2011. – № 11-12. – С. 22 -24
Григорян А. Арно Бабаджанян. – Москва : Советский Композитор, 1961. – 61 с.