Есенин. Попасть в десятку

Виртуальная выставка к 125-летию Сергея Есенина
Свердловская областная библиотека им. В. Г. Белинского (Екатеринбург)

«
«Звезда и жизнь Сергея Есенина. К 125-летию поэта»
Валентина Живаева


3 октября исполняется 125 лет вечно молодому русскому поэту Сергею Есенину. Он встречает свой юбилей в прекрасной форме. Это по-прежнему один из самых популярных писателей в нашей стране за всё время ее существования. Полное собрание его сочинений в 7 томах завершено уже в 2002 году, почти 20 лет назад. Его творчеству, его жизни и смерти посвящено огромное количество книг — от научных исследований до романов. Незадолго до юбилея вышло очередное жизнеописание Есенина, созданное Захаром Прилепиным — считаным русским писателям так повезло с биографом, который сам большой писатель.

Нет читающего (да и нечитающего) человека, который не знал бы наизусть хотя бы несколько его строчек, будь то «Отговорила роща золотая», «Дай, Джим, на счастье лапу мне» или «До свиданья, друг мой, до свиданья». Есенина ценят интеллектуалы, разгадывающие рискованные метафоры его «околорелигиозных» поэм, его «Инонии», «Преображения», «Иорданской голубицы». Его «Марфа Посадница» и «Пугачев» еще долго будут необходимым чтением для всех, кто думает об извилистых путях и судьбах России.

Его стихи любят просто люди, те, для кого главное в поэзии — музыка и лёгкость; те, кто ищет в ней самые правильные слова для выражения своих чувств. Каким разным он может быть для тех, кто ощущает тонкую культурную подкладку этих по видимости простых и обманчиво бесхитростных стихов. И для тех, кто идёт к нему, чтобы отогреться под овчинной шубой этой с детства памятной задушевности. Тех, кто мог бы с восторгом повторить вслед за другим поэтом, который, кстати, Есенина недолюбливал: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке…»

При жизни вышло 32 его книги на русском языке и еще одна — в переводе на французский; известно 15 коллективных сборников с его участием плюс многочисленные публикации в периодике, в газетах, в первом советском толстом журнале «Красная новь». Он сам готовил свое собрание сочинений в 3-х томах, вышедшее уже после его смерти (и уже в 4-х). Вопреки легенде, его книги издавали и в глубоко советское время, и в 1934-м, и в 1940-м, и в 1946-м. В нашем фонде самое раннее его книжное издание относится к 1952 году: это сборник избранного, подготовленный его другом Петром Чагиным. Тираж по советским меркам, может быть, и не самый выдающийся — 75 тысяч экземпляров. Но это было только начало: тираж одного из массовых изданий поэта в 80-е годы был, например, 875 тысяч. И даже этого не хватало на всех…

«Последний поэт деревни», как никто другой он опоэтизировал и оплакал деревянную деревенскую Русь и красоту своего родного, рязанского среднерусского пейзажа. Который одновременно такой реальный, узнаваемый — и абсолютно сказочный. Он научил нас не просто ценить неброскую, как считалось до него, прелесть русской природы, но восхищаться ею, находить в ней истинную радость для глаза.

Он создал незабываемые образы женственности, неотделимой от русской природы. Но есть в его поэзии место и для восточной ускользающей красоты. И для красоты броской, гибельной, кабацкой. Это он собрал воедино, отмыл от песка и довёл до идеального блеска русскую любовную мифологию. В его поэзии и его судьбе мы найдём и жестокий романс, и усадебный роман с окнами в сад, и яркую крестьянскую новеллу с неожиданной развязкой и многое, многое другое.

Есенин — это и сожаление об упущенном счастье, и надежда на отдых и обновление среди «синих цветов Тегерана»; неисцелимые раны и пожизненная преданность. И это то самое русское, во что мы никогда не перестанем верить — когда плохой мальчик с золотым сердцем находит настоящую любовь… Это он создал язык, которым мы с тех пор так и говорим о любви. Это его словами годы и годы спустя русские будут объяснять и объясняться, оправдываться, упрекать, вспоминать, напоминать.

Еще при жизни об одном из его стихотворений было сказано: «Удивителен медный пушкинский стих Есенина». И таких пушкинских стихотворений он в последние годы написал немало — абсолютно ясных по форме и смыслу, полных смирения, прощения, прощания. Иногда кажется, что в своих пушкинских стихах он больше Пушкин, чем сам Александр Сергеевич: настолько отчётливы и доведены до какого-то логического завершения традиционные пушкинские мотивы и образы. При этом в условно фетовских стихах он больше Фет, чем сам Фет.

Как ни дерзко это прозвучит, но он, похоже, в куда большей степени «наше всё»: в хорошем и плохом, уязвимости и устойчивости, подверженности влияниям и умении выскальзывать из-под любых влияний, из любых объятий, в необыкновенной обучаемости и гибкости своего стиха. В нём как будто звучат сразу все самые любимые русские поэты прошлого и будущего: Лермонтов, Блок, Николай Рубцов, Владимир Высоцкий и Борис Рыжий…

Есенин — это наша вечная рана. Сразу после его смерти сотни людей почувствовали себя виноватыми — женщины, друзья, коллеги, просто знакомые. «Ему было плохо, а мы не помогли, не поддержали, не спасли». Это же подспудное чувство вины, наверное, вызвало тот вал версий об убийстве поэта, ни одна из которых так и не получила за эти годы весомого подтверждения. Иногда говорят, что современные врачи спасли бы Пушкина. Может быть, современные психотерапевты и попытались бы поколдовать над Есениным, но вряд ли преуспели бы. Было там что-то, чего нам не понять и с чем ему пришлось остаться наедине.

Что было у него в мыслях в его последние часы? Этого мы уже не узнаем. И его биограф Захар Прилепин не строит предположений, не выдвигает своих версий и не оскорбляет память любимого поэта домыслами. Он просто предлагает принять, что это еще одна есенинская тайна, которую нам не разгадать. Но ставя на этом точку, всем ходом и духом своего повествования Прилепин говорит, что «жить на свете стоит». Тем более что даже эту несовершенную нашу жизнь есть за что любить — и кто знал это лучше, чем Сергей Есенин в свои лучшие времена?..

Лекция полностью (с подробностями, стихами и размышлениями):

»

«
10 КНИГ
Только десять важных и по-своему интересных книг Сергея Есенина из фонда библиотеки им. Белинского. Одни и те же тексты в каждой из них читаются немного по-другому

»
1. Радуница
Репринтное издание первого сборника Сергея Есенина «Радуница» (1916). Это уже здесь — «Гой ты, Русь, моя родная», «Выткался на озере…», «Сыплет черемуха снегом…»

Есенин С. А. Радуница / [послесл. С. Кошечкина]. — Репринт. изд. — Москва: Книга, 1990.
Вых. дан. ориг.: Петроград: Изд. М. В. Аверьянова, 1916.
инв. номер 2 131 115-ОРК
2. Москва кабацкая
Репринтное издание самого скандального сборника Есенина «Москва кабацкая» (1924). Самые знаменитые стихи составляют цикл «Любовь хулигана» («Заметался пожар голубой» и другие)

Есенин С. А. Москва кабацкая / [послесл. Ю. Паркаева]. — Репринт. воспроизведение изд. 1924 г. — Москва: Столица, 1990.
Вых. дан. ориг.: Ленинград, 1924.
инв. номер С 2 138 609-ОРК
3. Памятка о Сергее Есенине
Книга вышла в 1926 году в московском издательстве «Сегодня» по горячим следам смерти поэта: «Всеобщая скорбь от трагической кончины Сергея Есенина — безмерна». Включены три его автобиографии, хроника трагических событий, библиография, несколько последних текстов и факсимиле

Памятка о Сергее Есенине, 4/X 1895 — 28/XII 1925. — Москва: Сегодня, 1926.
инв. номер М 1 998 008-ОРК

Ссылка на «Памятку»
4. Избранное (составитель П.И. Чагин)
Самое раннее в фонде нашей библиотеки издание стихотворений Сергея Есенина. Сборник составлен его другом Петром Чагиным, который в 20-е годы был вторым секретарём ЦК КП Азербайджана и редактором газеты «Бакинский рабочий»

Есенин С. А. Избранное / [сост. и примеч. П.И. Чагина]. — Москва: Гослитиздат, 1952.
инв. номер 719 918-КХ
5. Стихотворения и поэмы
Уже второе издание стихотворений и поэм Есенина в самой авторитетной советской поэтической серии «Библиотека поэта». Составитель и автор сопровождающих текстов — литературовед Александр Дымшиц.

Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / [вступ.ст., подг. и примеч. А.Л. Дымшица]. — Ленинград: Советский писатель, 1956.
инв. номер 805 071-КХ
6. Собрание сочинений в 5 томах
Первый том первого научного собрания сочинений Есенина в пяти томах, которое вышло гигантским, полумиллионным тиражом. Вступительная статья литературоведа Корнелия Зелинского, подготовка текстов — известнейшего впоследствии есениноведа Юрия Прокушева и сестры поэта Екатерины Есениной.

Есенин С. А. Собрание сочинений: в 5 т. / под общ. ред. Г. И. Владыкина. — Москва: Гослитиздат, 1961.
Т.1. Стихотворения и поэмы (1910 — октябрь 1917)
инв. номер М 1 032 736-КХ
7. Избранные стихотворения и поэмы
Избранные стихотворения и поэмы Есенина — параллельно на русском и в переводах на английский, сделанных переводчиком и публицистом Питером Темпестом.

Esenin S.A. Избранные стихотворения и поэмы = Selected poetry / S. Esenin; transl. by P. Tempest; forew. by Y. Prokushev. — Moscow: Progress, 1982.
инв. номер eng 1 870 925-ИНО
8. Пугачёв
Драматическая поэма Есенина плюс материалы о легендарном спектакле Театра на Таганке: фотографии, статья поэта Давида Самойлова и прямая речь Владимира Высоцкого.

Есенин С. А. Пугачёв. — Москва: Б. и., Б. г. — 62 с. — (Б-ка «Ваганта»; Вып.59−60).
инв. номер 2 189 611-КХ
9. Полное собрание сочинений в 7 томах
Первый том Полного собрания сочинений Сергея Есенина. Это академическое собрание представляет всего Есенина — со всеми текстами, вплоть до записок, без изъятий и пропусков. В ФЭБ: http://feb-web.ru/feb/esenin/

Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / гл. ред. Ю. Л. Прокушев; подгот. текстов и коммент. А. А. Козловского. — М.: Наука: Голос, 1995.
Т.1. Стихотворения
Шифр 84(2)6; Авторский знак Е823
инв. номер С 2 190 860-ЕФ
10. Анна Снегина
Замечательное издание «Анны Снегиной» — самая пушкинская поэма Есенина на языке оригинала и в переводах на 11 иностранных языков: от английского и немецкого до итальянского, болгарского, сербского и пр.

Есенин С. А. Анна Снегина: поэма: [в переводах на иностранные языки] / [ил. Т. Н. Костериной]. - Москва: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010.
инв. номер 2 336 879-КХ

«
10 СТИХОТВОРЕНИЙ
Это те стихи поэта, которые мы вспоминали сразу, не задумываясь, не заглядывая в книгу или интернет. То, что мы помним с детства или юности, то, что навсегда связано для нас с его образом, судьбой, поэзией

»
1
Берёза
Первое стихотворение Сергея Есенина, опубликованное в печати, а именно в детском журнале «Мирок» (1914., Кн. 1, январь. С. 10). Напечатано под псевдонимом «Аристон». Аристон возникает в стихотворении Державина «К лире». Другая версия связывает происхождение псевдонима с механическим музыкальным инструментом Аристон (Aristonette), который был изобретён в Германии в последней четверти XIX века и стал популярен в России.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
‹1913›
2
Гой ты, Русь, моя родная
Одно из самых «есенинских», самых известных его стихотворений. Было сразу высоко оценено критиками, которые писали, что от него веет «подлинной, медовой, „спасовой“ Русью, весёлым хороводным плясом», что в нем видны «сочность, красочность и другие, ещё скрытые от широкой публики неисчислимые богатства русского языка».

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1914
3
Выткался на озере алый свет зари
Одно из самых нарядных и безоблачных стихотворений юного поэта. Впервые опубликовано в журнале «Млечный Путь» (1915. № 3). Последнее двустишие появилось гораздо позже: его Есенин внёс уже только в 1-й том Собрания сочинений.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари.
Есть тоска весёлая в алостях зари.
1910
4
Не жалею, не зову, не плачу
Публикацией этого стихотворения началось плодотворное сотрудничество Есенина в первом советском толстом журнале «Красная новь»: оно было напечатано во 2-м номере за 1922 год. Об этом стихотворении писатель Николай Никитин писал главному редактору «Нови» Александру Воронскому: «Удивителен медный пушкинский стих Есенина». Одно из любимейших стихотворений поэта, которое благодаря композитору Григорию Пономаренко стало популярнейшей песней.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921
5
Письмо матери
Впервые — в «Красной нови» (1924, № 3). Иван Розанов: «Так умели трогать Пушкин, Некрасов, Блок… По некоторым выражениям и по сердечности тона стихотворение это напоминает пушкинское послание к няне «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя». Одно из тех стихотворений, которое чаще всего заучивают наизусть. Шушун — женская одежда вроде кофты или телогрейки.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
<1924>
6
Шаганэ ты моя, Шаганэ
Одно из самых изысканных и поэтически утончённых стихотворений Есенина, жемчужина его цикла «Персидские мотивы». Посвящено батумской учительнице Шаганэ Нерсесовне Тальян.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
1924
7
Письмо к женщине
Идеальное стихотворение, бесспорная классика. Отсюда и самый, наверное, популярный и вечно актуальный афоризм поэта: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». Сестра поэта Екатерина Есенина была уверена, что стихотворение адресовано его бывшей жене и матери его двоих детей Зинаиде Николаевне Райх.

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несёт нас рок событий.

читать далее
8
Отговорила роща золотая
Ещё одна всем известная и всеми спетая песня. Написано в августе 1924 года в родном селе Константинове. Даже критики русского зарубежья, часто несправедливые к поэту, называли это стихотворение «подлинно художественным произведением».

Отговорила роща золотая
Берёзовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924
9
Собаке Качалова
Написано в марте 1925-го, в Москве, напечатано через год в «Красной нови». Великий мхатовский актёр Василий Иванович Качалов сам рассказал в своих воспоминаниях о Есенине и о его нежнейшей дружбе с тем самым знаменитым Джимом.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват.
1925
10
Клён ты мой опавший
В ноябре 1925-го Есенин лежал в психиатрической клинике, где ему, как рассказывал его зять Василий Наседкин, «отвели светлую и довольно просторную комнату на втором этаже. В окна глядели чёткие прутья предзимнего сада». Там и был написан «Клён», ставший ещё одной великой народной песней.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.
28 ноября 1925

«
10 ХУДОЖНИКОВ
Есенина трудно иллюстрировать — так живописен он сам и так трудно с ним в этом соревноваться. Но есть прекрасные художники, которые решаются на это и заставляют нас увидеть есенинский мир свежим взглядом. Вот только несколько ярких примеров — и несколько портретов самого поэта, которые нам нравятся

»
1. Пётр Багин
Пётр Иванович Багин (1938) — художник-график, мастер детской книги. Проиллюстрировал книги Юрия Коваля и Сергея Козлова, Мамина-Сибиряка и Пришвина, сказки Пушкина и стихи Фета. Третьяковская галерея в 1980 году приобрела иллюстрации к книге Багина «Путешествие за Полярный круг», в которой он выступил и как автор, и как художник.

Иллюстрации из книги:
Есенин С. А. За рекой горят огни / рис. П. Багина. — Москва: Советская Россия, 1977.
инв. номер 1 718 468-КХ
2. Геннадий Новожилов
Геннадий Дмитриевич Новожилов (1936−2007) — художник-график, аниматор, писатель. Проиллюстрировал около 250 книг, в том числе произведения Пушкина и братьев Стругацких. Был первым иллюстратором романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и первым советским художником, проиллюстрировавшим роман Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

Иллюстрации из книги:
Есенин С. А. Плеск голубого ливня / [сост., автор вступит. заметок и примеч. С. П. Кошечкин; худож. Г. Новожилов]. — Москва: Молодая гвардия, 1975.
инв. номер 1 646 995-КХ
3. Фёдор Константинов
Фёдор Денисович Константинов (1910−1997) — художник-график, плодотворно работавший в технике гравюры по дереву. Как и Есенин, уроженец рязанской деревни. С 1934 года создал множество иллюстраций к произведениям русских и зарубежных писателей, от «Метаморфоз» Овидия и «Кентерберийских рассказов» Чосера до басен Крылова, поэм Лермонтова, романов Достоевского.

Иллюстрации из книги:
Есенин С. А. Синий май (лирика) / [вступ. ст. и сост. Ю. Л. Прокушева; грав. Ф. Константинова - Москва: Детская литература, 1973.
инв. номер М 1 545 356-КХ
4. Г. А. В. Траугот
Г. А. В. Траугот — общая подпись, под которой публиковалась книжная графика трёх художников: Георгия Николаевича Траугота (1903−1961) и его сыновей Александра (1931) и Валерия (1936- 2009). Создали иллюстрации более чем к 200 книгам, среди которых «Илиада» и «Одиссея», «Опасный сосед» Василия Пушкина и «Синяя птица» Мориса Метерлинка, стихи Александра Введенского и Ольги Берггольц. Сказки Андерсена в их оформлении переиздавались 17 раз.

Иллюстрации из книги:
Есенин С. А. Стихи и поэмы. - Москва: Современник, 1973.
инв. номер С 1 536 505-КХ
5. Борис Алимов
Борис Александрович Алимов (1932−2006) — художник-график, иллюстратор преимущественно детских книг. Брат другого известнейшего художника Сергея Алимова. Среди самых удачных и запомнившихся его работ — иллюстрации к таким книгам, как «Каштанка» Чехова и «Конек-Горбунок» Ершова, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Сорок первый» Бориса Лавренева.

Иллюстрации из книги:
Есенин С. А. Анна Снегина: поэма. - Москва: Современник, 1976.
инв. номер Б 1 658 947-КХ
6. Анатолий Яр-Кравченко
Анатолий Никифорович Яр-Кравченко (1911- 1983) — художник, работавший преимущественно в жанре графического портрета. Автор больших серий портретов лётчиков, космонавтов и писателей («Галерея советских писателей», 1947).

Портрет Сергея Есенина из книги:
Есенин С. А. Избранное / [сост. и примеч. П.И. Чагина]. — Москва: Гослитиздат, 1952.
инв. номер 719 918-КХ
7. Юрий Анненков
Юрий Павлович Анненков (1889−1974) — живописец и график, художник театра и кино, писатель. Автор классических иллюстраций к первому изданию поэмы Александра Блока «Двенадцать» и портретов многих деятелей русской культуры. Острохарактерный графический портрет Сергея Есенина создан им в 1923 году.

Портрет Сергея Есенина на обложке книги:
Есенин С. А. Мой путь: Избранные сочинения: в 3 т. / сост. и авт. вступ. ст. А. Л. Казаков.
Т. 3. У белой воды: проза. - Челябинск: Челябинский дом печати, 1994.
инв. номер М 2 225 198-КХ
8. Фёдор Домогацкий
Фёдор Владимирович Домогацкий (1945−2013) — художник и график, представитель известной семьи художников и фотографов, мастер утончённой, интеллектуальной графики.

Портрет Сергея Есенина из книги:
Есенин С. А. Стихотворения / [вступ. ст. А. М. Марченко; ил. Ф. Домогацкий]. - Москва: Художественная литература, 1969.
инв. номер С 1 385 007-КХ
9. Лидия Шарлемань
Лидия Ивановна Шарлемань (1915- 1963) — ленинградская художница. Её отец был представителем пятого поколения художников рода Шарлемань. Автор двух портретов Сергея Есенина, созданных в 50-е годы.
10. Сергей Фролов
Сергей Кузьмич Фролов (1924−1998) — художник ленинградской школы, много работавший в жанре лирического пейзажа, автор портретов и жанровых композиций. Лирический портрет Сергея Есенина создан им в 1967 году.


«
10 уральских штрихов
Сергей Есенин никогда не был в Екатеринбурге, но это не значит, что его ничто не связывает с Уралом. Как и везде в России, его здесь читали, издавали, помнили. Мы собрали только несколько примеров, говорящих об интересе Есенина к нашему краю и неизменной любви уральцев к поэту

»

1. Сергей Есенин и Урал литературный
«Урал в творческой судьбе Сергея Есенина занимал особое место. С нашим краем связаны бунтарские, вольнолюбивые мотивы дооктябрьской лирики поэта. Урал — место царской каторги и ссылки — предстает в поэзии Есенина синонимом свободолюбия и непокорного бунтарского духа нашего народа…»
Лидия Гальцева «Яик, Яик, ты звал меня…»

Статья из сборника:
Каменный пояс: литературно-художественный и общественно-политический сборник / Курганская, Оренбургская и Челябинская писательские организации; [сост. и отв. ред. Рустам Шавлиевич Валеев]. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1986.
Шифр 84(2=411.2)6 Авторский знак К181
инв. номер С 2 000 972-КО
Читать в сети

2. Борис Рыжий
Бориса Рыжего при жизни успели назвать «уральским Есениным», и он, к великому сожалению, повторил его судьбу. Ему не было 27, когда он ушёл из жизни, но вот уже почти двадцать лет его продолжают читать, любят, помнят, изучают… Однотомник избранных произведений, составленный Юрием Казариным при участии отца поэта, включает лучшие и малоизвестные стихотворения поэта, а также его критику и прозаические опыты.

Рыжий Б. Б. Оправдание жизни. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 828,[1] с. - (Лирика, проза, критика, интервью, письма).
Шифр 84Р6−5; Авторский знак Р939; Инв. номер С 2 256 360-КО
3. Уральские газеты о Есенине и есенинщине
В 20-е годы отношение к поэзии Есенина и его памяти было сложным: огромное количество поклонников и людей, которые его оплакивают — и в то же время борьба с «есенинщиной», которая велась и в уральских газетах. Но прошло не так много времени, и он стал классиком и гордостью отечественной литературы.

«Нужно нашим библиотекам осторожнее относиться к хулиганствующей и разлагающей литературе (Есенин, Пильняк и др.)»
(«На смену!», 8 мая 1927)

«Преподаватель литературы - поклонник Есенина - сумел привить любовь к Есенину изрядному количеству слушателей. Вот мнение техникумовцев об Есенине, полученное из анкет: талантливость, Есенин верно изображает жизнь, Есенин умеет создать настроение и т. п.
Эти ответы ярко свидетельствуют о нездоровом увлечении… Техникумовцам никто не постарался объяснить упадочничество „есенинщины“…»
("На смену!", 18 янв. 1929)

«Нам нужен, необходим Сергей Есенин. Его трепетно прозрачная лирика, его бесконечная любовь к России будут жить с людьми в будущем».
(«Под знаменем Ленина», 8 окт. 1961)

Читать газеты в Электронной библиотеке Белинки
4. Издано на Урале
Сборник Есенина для серии «Школьная библиотека», изданный в Средне-Уральском книжном издательстве (1975). Вступительную статью написал Юрий Прокушев, советский есениновед, создатель Есенинской группы Института мировой литературы РАН

Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы / [предисл. Ю. Прокушева]. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975.
инв. номер 1 615 574-КХ
«Взрослый» сборник стихотворений и поэм Есенина, подготовленный и изданный в Средне-Уральском книжном издательстве (1982). Интересное оформление дизайнера Александра Рюмина. Вступительная статья свердловского литературоведа Александра Субботина.

Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / [сост. М. Федотовских; предисл. А. Субботина]. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
инв. номер С 1 876 254-КХ
Избранное поэзии и публицистики Есенина, составленное литературным критиком Евгением Зашихиным. Изящное и оригинальное по содержанию издание вышло в издательстве «У-Фактория» (2004)

Есенин С. А. Избранное: Стихотворения. Поэмы. Публицистика. Автобиогр. / [сост. Е. Зашихин]. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
инв. номер С 2 252 671-КХ (А)
5. Театральные постановки
В Уральском государственном театре эстрады 28 сентября 2017 года состоялась премьера музыкально-поэтической картины «Поэт. Есенин». На сцене прозвучало более 20 произведений — стихов, песен и композиций в исполнении ведущих солистов, актёров и эстрадных коллективов Свердловской области. Автор музыки — композитор Александр Новиков.

[Поэт. Есенин] // Культура Урала. — 2017. — № 8. — С. [2-я с. обл.]: 8 фот.
В Уральском государственном театре эстрады состоялась премьера музыкально-поэтической картины «Поэт. Есенин».

6. Известные уральцы читают стихи Есенина
Поэтический телемарафон — проект «Областного телевидения» к 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. В проекте приняли участие известные люди нашего региона — олимпийские чемпионы, политики, артисты, телеведущие, общественные деятели, и у каждого из них — свой Есенин.

О проекте
«Заметался пожар голубой…». Читает актёр, сценарист, продюсер и шоумен Сергей Ершов
«Не ругайтесь. Такое дело!..» Читает двукратный Олимпийский чемпион, депутат Законодательного Собрания Свердловской области Сергей Чепиков
7. Песни на стихи Есенина в исполнении наших
Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин поёт песню «Клён ты мой опавший»

«Чайф» моложе Сергея Есенина на 90 лет. 29 сентября 2020 года исполнилось 35 лет со дня официального образования рок-группы, первого концерта в Свердловске (Екатеринбурге).
8. Поэтические вариации на стихи Есенина
Любовь к Есенину объединяет тех, кто читает на русском языке, независимо от образования, профессии, возраста. Марк Семёнович Луцкий (1940−2019), химик и писатель, долгие годы живший в нашем городе, посвятил Сергею Есенину необычный венок сонетов.

Луцкий М. С. Рощи Есенина: венок сонетов / Марк Луцкий. - Екатеринбург: Вега, 1998.
Шифр 84Р6−5; Авторский знак Л869
инв. номер М 2 201 716-КО

читать в сети

9. Музыка уральских композиторов
Клара Абрамовна Кацман (1916−2006) — уральский композитор, автор опер, симфоний, сюит, камерно-инструментальных произведений, романсов, песен. Она передала все свои творения в дар Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского.

Кацман К. А. Что прошло — не вернуть [Ноты]: вокальный цикл на стихи С. Есенина: для тенора или сопрано и фортепиано / К. Кацман. — Клавир. — Екатеринбург: [б. и., 2000].
Шифр 85 943.5(2Р36); Авторский знак К307
инв. номер Н133 969

Евгений Степанович Щекалёв — уральский композитор, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России. Автор симфоний, камерно-инструментальной музыки, произведений для хоров, музыкальных и драматических театров, популярных песен. Им создан вокальный цикл на стихи С. Есенина.

Щекалев Е. Уральское каприччио [Электронный ресурс]: избранные музыкальные произведения в 3-х дисках / Е. Щекалев. — Екатеринбург: Центр музыкального творчества «Орфей», 1996.
Диск 3. Из содерж.: Нивы сжаты, рощи голы. Заметает пурга. Под венком лесной ромашки / сл. С. Есенина
инв. номер ЛД6288

10. Бульвар Есенина в Екатеринбурге
Эта улица находится в микрорайоне «Синие камни». В двух местах (начало и конец) бульвар Есенина пересекается с улицей Анны Бычковой.
Анна Николаевна Бычкова (1886-1985) - председатель горсовета (1929-1930), почётный гражданин Свердловска. В течение 17 лет работала библиотекарем. Именем Анны Бычковой названа премия Губернатора Свердловской области «За значительный вклад в сохранение и развитие библиотечной сферы».


Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского
Екатеринбург, ул. Белинского, 15
тел. (343) 304–60–30

http://book.uraic.ru