Творчество Андрея Павловича Петрова завоевало широкое признание: его музыка звучит в театре и концертном зале, на эстраде, по радио, в кино. Своими разными гранями она отвечает эстетическим запросам и любителей музыки, и музыкантов-профессионалов.
С первых же своих произведений композитор обратил на себя внимание свежестью дарования, целеустремленностью идейно-художественных исканий, незаурядной восприимчивостью к стилевому и жанровому многообразию современного искусства, причем не только музыкального. В разных проявлениях уже тогда просвечивала индивидуальность одаренного автора, активно реагирующего на требования современности.
С годами все более возрастал интерес к творчеству и личности Андрея Петрова. К середине 60-х годов, переступив порог своего тридцатилетия, он занял одно из видных мест в советской музыкальной культуре и как отмеченный большим талантом композитор, и как крупный деятель, избиравшийся на ответственные посты творческими организациями, общественными и партийными органами.
Творческая судьба Андрея Петрова сложилась, однако, не просто, а кое в чем и необычно.
Он вырос в семье, где по материнской линии прочно закрепились художественные традиции. Его дед П. К. Ваулин — мастер керамики, неоднократно выставлявший свои работы на выставках, и, в частности, принимавший участие в постройке монументальной мечети, голубые купола которой хорошо видны с набережной Невы, находился в дружеских отношениях с художниками М. Врубелем и П. Кузнецовым, скульптором А. Матвеевым. Мать А. Петрова художник, ее сестра сотрудник Эрмитажа, специалист по античному искусству, тогда как брат А. П. Ваулин композитор. В 1920—1923 годах А. П. Ваулин принимал деятельное участие в строительстве советской музыкальной культуры; тогда же сблизился с Б. В. Астафьевым.
В этой высокоинтеллигентной петербургско-ленинградской художественной среде воспитывался Андрей. Мальчик любил рисовать, хотел стать писателем, сочинял рассказы, музыкой стал заниматься сравнительно поздно: игрой на рояле с восьми лет, потом, с десяти, — четыре года на скрипке. Занимался без особой охоты — по-прежнему влекла к себе литература. Внезапно, в возрасте четырнадцати лет, пробудился интерес к музыкальному искусству, причем не к исполнительскому, а к композиции. Через год он был принят в музыкальное училище, где не сразу раскрылся его талант.
Впечатления детских лет наложили известный отпечаток на его будущее композиторское творчество: «зримое» в нем своеобразно переплеталось с «повествовательным». Отсюда — конкретная образность, новеллистическая увлекательность изложения, тяга к программности.
А. Петров с благодарностью вспоминает учителей: С. Я. Вольфензона в музыкальном училище и О. А. Евлахова в консерватории. Первый терпеливо заставлял юношу усваивать основы теории музыки, в том числе композиции, а тот нетерпеливо рвался вперед, тогда как консерваторский профессор — Орест Александрович — был учеником Д. Шостаковича и приобщал студента к школе крупнейшего мастера советского музыкального искусства.