«Кино – новатор литератур»

Свердловская киностудия
Для вас кино – зрелище,
Для меня – почти миросозерцание.
Кино – проводник движения.
Кино – новатор литератур.
Кино – разрушитель эстетики.
Кино – бесстрашность.
Кино – спортсмен.
Кино – рассеиватель идей…
Владимир Маяковский
Кино обладает удивительной силой погружать человека в другой мир. За этой реальностью, видимой на экране, стоит большая и трудная работа писателей, сценаристов, операторов, мастеров по свету и гриму, актеров и режиссеров. Самое ценное для нас, что такую всепоглощающую реальность создавали и на Урале.

Наша выставка «Кино — новатор литератур» посвящена истории Свердловской киностудии, открывшейся в 1943 году, и предшествующему периоду. Многие уральские фильмы были созданы на основе литературных произведений и дали им новое прочтение. На выставке мы лишь немного прикоснемся к удивительному миру уральского кино, так как охватить весь объем картин, режиссеров, операторов и сценаристов, творивших более полувека, просто невозможно.

Благодаря документам и фотографиям из Государственного архива Свердловской области и Центра документации общественных организаций Свердловской области можно узнать, как создавалась и как работала Свердловская киностудия. Увидеть, кто из великих режиссеров творил здесь: Ярополк Лапшин, Александр Литвинов, Леонид Рымаренко и Вера Волянская… Заглянуть за объектив кинокамеры и рассмотреть кадры со съемок фильма «Приваловские миллионы».
Кино в начале XX века
История кино на Урале начинается в 1896 году, когда г. Маржецкий показал кинематограф в городском театре Екатеринбурга.

В городе обосновался французский кинематограф — кинопрокатная контора «Братьев Пате» и первый кинотеатр Екатеринбурга, построенный французом Кайем Лоранжем.

Первую кинопрокатную контору на Урале организовал Вениамин Леонтьевич Метенков — родоначальник документальной и жанровой фотографии на Урале.

В 1910 году он снял свой первый видовой фильм «Масленица в Екатеринбурге». Известно около 10 тематических фотоциклов Метенкова о природе, городах и людях Урала и более 50 документальных киноработ.
Из книги: Кириллова Н. Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013.
Из газеты: Екатеринбургская неделя. 1896. 10 июля.
После августа 1919 года начался процесс национализации кинопроизводства, проката и показа. Созданием государственной киносети на Урале занимались Василий Яковлевич Павловский и Петр Михайлович Быков. Контроль за кинорепертуаром в Екатеринбурге было поручено осуществлять Григорию Мормоненко (Александрову), будущему создателю картин «Веселые ребята», «Цирк», «Весна».


Г. В. Александров об этом времени:

«…Советские художественные фильмы в нашем городе еще не шли. В фильмотеке же хранились старые русские и зарубежные картины, в большинстве своем совершенно непригодные по своей идеологической направленности. Мы безжалостно вырезали из картин все, что не соответствовало революционному духу. Приходилось давать к этим старым, не отвечающим требованиям времени картинам новые вступительные тексты, переделывать надписи, перемонтировать отдельные эпизоды. Одним словом, … мы пытались старое превратить в новое».
Первой профессиональной киностудией в Свердловске и во всем Уральском регионе стала Свердловская студия кинохроники, созданная 19 марта 1933 года (до этого с 1928 года при «Уралсовкино» был отдел кинохроники).

В 1938 году ей было выделено помещение бывшего магазина по проспекту Ленина, 42. Студия кинохроники в 1930-е годы начинает выпуск киножурнала «Сталинский Урал».

Лучшими операторами студии были Иван Косицын и Евгений Мильков. С киножурналом «Сталинский Урал» активно сотрудничали писатели И. Ликстанов, А. Савчук, Н. Куштум, Ю. Хазанович и др. Они были сценаристами и авторами дикторских текстов.

Уникальный материал об истории Свердловской киностудии кинохроники собрал заведующий музеем Свердловской киностудии Лев Эглит.
Из журнала: Уральский следопыт. 2011. № 9.
Из журнала: Уральский следопыт. 2011. № 9.
Из книги: Кириллова Н. Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013.
Из журнала: Уральский следопыт. 2011. № 9.
Лев Николаевич Эглит
В качестве директора студии многое сделал для развития кино Герман Григорьевич Цигель (1902−1985), начавший свой творческий путь в качестве ученика киномеханика в кинотеатре Лоранжа, а затем работавший в системе кинопроката.
Он руководил студией кинохроники с 1940 по 1951 год, пока она не соединилась со Свердловской киностудией, где Г. Г. Цигель стал заместителем директора по производству.
Из журнала: Уральский следопыт. 2011. № 9.
Свердловская киностудия: 1940–1950 гг.
9 февраля 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, на Урале была создана Свердловская киностудия. Расположилась она в здании Клуба строителей по проспекту Ленина, 50, представляющем собой образец советского конструктивизма.
Из книги: Кириллова Н. Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013.
Первым директором Свердловской киностудии стал бывший конструктор Уралмашзавода Александр Сергеевич Шитов, художественным руководителем — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии Александр Викторович Ивановский, известный кинорежиссер, знакомый зрителям как постановщик фильмов «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и др.
На уральской киностудии А. В. Ивановский решил экранизировать популярную оперетту Имре Кальмана «Сильва». Этот фильм стал киноклассикой.
Воспоминания Ярополка Лапшина, кинорежиссера, народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Братьев Васильевых:

«…Хмурым осенним днем 44-го года я впервые переступил порог этого странного здания. Его огромный нависший лоб в две строки пересекали метровые деревянные буквы «Свердловская киностудия». И сразу был оглушен музыкой, которой, казалось, было пропитано все здание. Она доносилась из съемочных павильонов, из проекционных, из монтажных комнат; каждый встречный напевал или насвистывал бессмертные мелодии Кальмана.

Суровая, мрачная жизнь окружала киностудию — голодные очереди бедно одетых людей; молодые инвалиды-фронтовики, ждущие милостыни на углах темных улиц с грохочущими трамваями; а здесь — дамы и кавалеры в роскошных туалетах, мундиры с позументами, лязг шпор, непрерывные танцы и пьянящая музыка.
Студия работала над своей первой картиной — экранизацией оперетты «Сильва». Среди факелов и декольте странно выглядели черные шинели «ремесленников». Их юные обладательницы — вчерашние пэтэушницы — пришли на студию для переоборудования Дворца строителей под кинофабрику и теперь осваивали кинематографические профессии — лаборанток, гримеров, монтажниц. Многие из них так и остались на студии: Нина Кузнецова (Беспалова), Мира Петкевич, Анна Зубатова и другие. Затем я увидел своих товарищей по Институту кинематографии — ассистента оператора Михаила Ильина, художников Василия Зачиняева, Виктора Крылова, Евгения Владимирова. Молодая студия уже планомерно, с расчётом на будущее, укреплялась перспективными, квалифицированными кадрами. Несколько нелепым на этом фоне выглядел режиссер-постановщик — в длинном пальто с поднятым меховым воротником, в высоких ботах, похожий на ворона. Александр Ивановский представлял собой Ленинград, среди его творческого окружения были москвичи и киевляне, ленинградцы, одесситы — люди, которых эвакуировали с разных студий страны <…>

Запомнился показ готового фильма руководству области и города. За несколько часов до конца рабочего дня сотрудники НКВД удалили всех работников из здания, опечатали двери комнат, выставили посты на всех этажах. Начальство прибыло уже поздно вечером. Принаряженные студентки киношколы принимали их одежду, угощали пирожными. Ответственный просмотр проходил в малом зале (нынешнем ателье озвучания)…
Так началась жизнь фильма, тепло принятого зрителями всей страны. Нельзя забыть тот энтузиазм, с которым трудился весь коллектив — никто не считался со временем, никто не отказывался от любой работы, вплоть до разгрузки угля или переноски декораций.

И все делалось легко и весело, ведь впереди была Победа, впереди была Жизнь, впереди было Будущее…»

Из книги: Кириллова Н. Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013.
С 1948 по 1956 год Свердловская киностудия выпускает только документальные, научно-популярные и учебные фильмы. В этот период к ней присоединились Новосибирская студия технических фильмов (1948) и Свердловская студия кинохроники (1951). Вместе с коллективом сибтехфильмовцев на Свердловской киностудии стали работать Александр Аркадьевич Литвинов — один из основоположников советского этнографического кино, Леонид Иванович Рымаренко и Вера Елисеевна Волянская, создавшие на Урале «школу» научно-популярного кино.
Следствием активного развития кинематографа на Урале стало создание Свердловского отделения Союза кинематографистов СССР (19 мая 1958 года). Председателем оргбюро, затем первым секретарем правления был избран А. А. Литвинов. Первыми членами Уральского отделения СК РФ стали:

А. Литвинов, Л. Рымаренко, В. Волянская, П. Клинг, Н. Савватеев, Л. Оболенский, Я. Лапшин, Г. Баженов, Б. Дуберштейн, Л. Леонидов, С. Раппопорт, Б. Митлин, Г. Романов, В. Григорьев, К. Дупленский, Б. Жилин, Ю. Истратов, М. Иванов, П. Купер, А. Шор, Р. Куркин, Х. Лобер, И. Лукшин, А. Телятников, Г. Тургенева, Г. Эйберг, О. Воронцов, М. Гофман.

В 1956 году на Свердловской киностудии возобновился выпуск игровых фильмов. Среди художественных фильмов особо выделялся «Во власти золота» по роману Д. Н. Мамина-Сибиряка (режиссер И. Правов, оператор И. Лукшин, 1957). Это был второй крупный фильм, поставленный Иваном Константиновичем Правовым на Урале (первый — «Алмазы» — появился в 1947 году).
Свердловская киностудия: 1950–1980 гг.
Новые работы уральских кинематографистов сразу привлекли внимание и зрителей, и критиков. Успех перечисленных фильмов объясняется не только их тематикой, добротной литературной основой (Д. Н. Мамин-Сибиряк, Б. Васильев, А. Гребнев, Ю. Нагибин, Л. Шейнин и др.), но и уровнем профессионального мастерства режиссеров, операторов, художников.

Первым фильмом на национальную тему стала картина «Пора таежного подснежника» (1958) — яркий дебют режиссера Ярополка Лапшина, завоевавший несколько наград на Всесоюзном кинофестивале в Минске.
Из книги: Кириллова Н. Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013.
Ярополк Леонидович Лапшин — создатель художественной кинолетописи Урала и Сибири. Тема исторического прошлого, появление капитализма на Урале привлекла режиссера, и в 1968 году вышел 4-х серийный телефильм «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова.

Продолжением темы станет экранизация романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» в 1972 году. Фильм и его создатели: режиссер Я. Лапшин, оператор И. Лукшин, художник Ю. Истратов и исполнитель главной роли Леонид Кулагин — были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых в 1975 году. В этот же ряд исторических фильмов можно поставить картины «Демидовы» (1983) по сценарию В. Акимова и Э. Володарского и «Дым отечества» (1980) о жизни и судьбе Михаила Васильевича Ломоносова (сценарий тех же авторов).

Два последних фильма мастера сделаны уже в начале нового тысячелетия и поставлены по сценарию Г. Бокарева: «На полпути в Париж» (2000) и «Сель» (2003). Эти фильмы раскрывают тревожные приметы нашего времени: проблемы отечественной интеллигенции, разрыв корневых связей и межнациональные отношения.
Кинофильм «Приваловские миллионы».
Авторы сценария И. Болгарин, В. Смирнов, реж. Я. Лапшин, опер. И. Лукшин.
В ролях Л. Чурлена, Л. Кулагин, В. Стрежельчик. 1972 г.
Ф.Ф-1. Оп. 11. Д. 13156.
Кинофильм «Приваловские миллионы. 1972 г. Ф.Ф-1. Оп. 11. Д. 13157.
Кинофильм «Приваловские миллионы. 1972 г. Ф.Ф-1. Оп. 11. Д. 13158.
Кинофильм «Приваловские миллионы.
На первом плане - Г. Епифанцев. 1972 г.
Ф.Ф-1. Оп. 11. Д. 13159.
Новатором этнографического фильма вошел в историю Александр Аркадьевич Литвинов (1898−1967). Он родился в Баку, с детства влюбился в кино. В 1918 году, уйдя со второго курса медицинского факультета Бакинского университета, он начал свою деятельность в киноателье И. Ермолова в качестве сценариста. По сценариям Александра Литвинова и при его участии в качестве помощника режиссера снимались агитационные и так называемые «культурфильмы».

В начале 1920-х годов А. Литвинов заведует киноателье в Петрограде, с 1924 года он кинорежиссер. С 1927 по 1937 год Александр Литвинов работает режиссером Московской кинофабрики (в будущем «Мосфильм»).

В 1927 году А. А. Литвинов задумал картину, которая впоследствии стала первой частью его кинотрилогии о малых народах Дальнего Востока. Идея ему была подсказана известным путешественником и исследователем Дальнего Востока Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. В результате в 1928 году появились интереснейшие «экспедиционные» картины (так назывались этнографические ленты): «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края». Они рассказывали о быте, обычаях и культуре маленького народа удэге, живущего на Дальнем Востоке. Завершающая часть его этнографической трилогии — фильм «Удэге» — вышел уже после войны, в 1947 году.
Из книги: Кириллова Н. Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013.
С 1938 по 1948 год Александр Литвинов жил и работал в Новосибирске. На студии «Сибтехфильм» были сняты такие картины, как «Якутия» (1939), «Сибирь советская» (1940), «Стреляй метко» (1942) и др.

В 1948 году А. А. Литвинов переезжает на Урал. Здесь он был не только режиссером Свердловской киностудии, но и Мастером, учителем нового поколения кинематографистов. В 1950—1960-е годы он поставил фильмы, где запечатлел незабываемый колорит послевоенного времени, дал портреты современников и показал специфику жизни уральского региона: «Новаторы с Уралмаша», «Человек с горы Высокой», «Завод заводов», «Свердловск», «Однажды летом», «Урал — земля золотая».
Геннадий Шеваров так писал в своей статье «Дороги и фильмы», посвященной творчеству режиссера:

«Александр Аркадьевич живет и дышит воздухом кинематографа… Это — полжизни в командировках. Это — ночлег под открытым небом или в случайных гостиницах, простуды, автомобильные аварии и вынужденные посадки на самолетах, долгая жизнь без родных. И… постоянная трепка нервов. Из-за того, что нет солнца или засвечена пленка, что в жизни оказалось совсем не то, что написано в сценарии, что не остается времени на доводку картины, а неумолимая дирекция торопит со сдачей, и так далее, и тому подобное, и нет этому конца. Сам же ты, режиссер, не имеешь права ни заболеть, ни раскиснуть, ни отвлечься. Ибо ты в ответе за будущий фильм, за группу, которая работает под твоим началом»

(Уральский рабочий. 1972. 8 апреля).
Основоположниками кинопублицистики на Урале были Леонид Иванович Рымаренко и Вера Елисеевна Волянская. Главные темы их творчества — охрана окружающей среды, рациональное природопользование, воспитание экологического сознания, взаимоотношения Природы и Человека — это их боль, их заботы. Камень был особой любовью режиссёров. Его рождение, бытование, его эстетика волновали мастеров с давних пор. Так возникла «ферсманиада» Л. Рымаренко и В. Волянской: «Рассказ о камне» (1957), «Воспоминание о камне» (1968), «Будь полезен человеку» (1983).

Фильмы Леонида Ивановича и Веры Елисеевны пользовались колоссальным успехом во всем мире. Фильм «Роман с камнем» был удостоен в 1958 году Ломоносовской медали. Картина «Железный век» (1960) получила Гран-при Международного фестиваля в Будапеште в 1961 году.
В 1960-е годы Свердловская киностудия стала своеобразной «кузницей» кадров. Здесь сделали первые шаги в искусстве драматурги и писатели Борис Васильев, Анатолий Гребнев, Эдуард Тополь, режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, Владимир Мотыль, Юлий Карасик, Михаил Козаков, Юрий Соломин.

Взлет творчества уральских кинодокументалистов наступил в период перестройки, когда камера в руках оператора и кинорежиссера стала не просто фиксировать действительность в сложный, переломный период 1980—1990-х годов, а исследовать ее.

Ведущие творческие направления в кинодокументалистике на Свердловской киностудии в этот период осуществлялись через ТПО «Надежда», созданное в 1987 году и возглавляемое сценаристом и режиссером Валерием Савчуком, и студию «Уралфильм», художественным руководителем которой с 1989 года был Лев Ефимов.
Свердловская киностудия: 1980–1990 гг.
В 1980—1990-е годы на Свердловской киностудии появляются новые режиссерские имена, новые игровые фильмы самых разных жанров. Среди картин этого периода ярче всего представлены фильмы на историческую тему: картины «Семен Дежнев» (1983) и «Дикое поле» (1991) Николая Гусарова — и патриотическую тему о подвиге советского народа в годы великой Отечественной войны: «Здесь твой фронт» (1983) Эдуарда Гаврилова.

К экранизации литературной классики обращается в своей первой режиссерской работе известный кинооператор Владимир Макеранец. Его фильмы «Губернатор» (1991) по одноименной повести Леонида Андреевна, как и мелодрама «Ты есть» (1993) по сценарию Виктории Токаревой, сразу обратили на себя внимание зрителей и критиков.
Из книги: Кириллова Н. Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013.
В конце 1980-х годов в Свердловской киностудии происходит постоянная смена руководства: Ю. А. Асловского, который был директором киностудии с 1975 по 1988 годы, сменил В. П. Плотников, в 1990 году директором стал Геннадий Михайлович Алексеев.

Свердловская киностудия к 1990 году сильно разрослась и включала в себя 6 творческих объединений: «Евразия», «Зов», «Летопись», «Надежда», Объединение научно-популярных фильмов, ТПО художественной мультипликации.

До 1993 года Свердловская киностудия ежегодно выпускала 34−35 фильмов, в том числе 4 — художественных, 5 — для ТВ, 17 — документальных, 9 — научно-популярных, 4 — мультипликационных, а также киножурналы «Большой Урал» — преемник «Советского Урала» (6 номеров), «Наше время» (11 номеров), «Россияне» (6 номеров).

Самое большое количество игровых фильмов было запущено в производство Г. М. Алексеевым в 1991 году — 11 картин.
В 1993 году киностудия торжественно отметила свое 50-летие. К этому событию был снят научно-популярный фильм «Такое разное уральское кино» (сценарист А. Розин, режиссер П. Фаттахутдинов), выпущен иллюстрированный сборник «Кино Урала» (под редакцией
Н. Б. Кирилловой). Наконец, было принято решение о создании на Свердловской киностудии Музея кино. Его заведующим стал Лев Николаевич Эглит.

В заключение предлагаем вам подборку фотографий со съемок уральских кинокартин.
Рабочие моменты съемки художественного фильма «Святая ложь».
Режиссер – А. Демьяненко, он же исполнитель главной роли. 1968 г.
Ф. Ф-1. Оп. 10. Д. 10696, 10697а, 10715, 10709а.
Кадр из фильма «Чрезвычайные обстоятельства.
Актеры: В. Заклунная, А. Васильев. 1980 г.
Ф. Ф-1. Оп. 12. Д. 13622, 13624.
Художественный фильм «На берегу большой реки».
Режиссер-постановщик Н. Н. Гусаров, оператор-постановщик В. Макеранец. Актеры: И. Савина, О. Бобылева, В. Х. Владимирова, Л. Рейнер. 1980 г. Ф. Ф-1. Оп. 12. Д. 13628, 13630, 13633.
Кадр из фильма «Дым Отечества». 1980 г.
Ф. Ф-1. Оп. 12. Д. 13656.
Кадр из фильма «Дым Отечества».
Авдотья – Т. Семина, М. В. Ломоносов – М. Зимин. 1980 г.
Ф. Ф-1. Оп. 12. Д. 13654.
Кадр из художественного фильма «Главный конструктор».
Гаевой – Н. Пеньков, Битов – Криченков. 1980 г.
Ф. Ф-1. Оп. 12. Д. 13662.
Художественный фильм «Конфликтная ситуация».
Режиссер – Р. Мурадян, автор сценария – Г. Бокарева. Момент съемок. 1981 г. Ф. Ф-1. Оп. 13. Д. 14944.
Художественный фильм «Конфликтная ситуация».
Режиссер – Р. Мурадян, автор сценария – Г. Бокарева. Момент съемок. 1981 г. Ф. Ф-1. Оп. 13. Д. 14944.