Крым глазами библиотекарей
Главный библиотекарь
Елена Владимировна Степанова
Центральная городская библиотека им. А. Грина МКУК «ЦБС» МОГО Феодосия

Республика Крым
«О Феодосии, с любовью»
Мой дорогой читатель, эта история – о любви! О любви к прекрасной, древней и вечно молодой Феодосии, одному из самых удивительных городов Крыма.

Феодосия – один из древнейших городов планеты. Он старше Лондона, Парижа, Вены, Москвы… Он – почти ровесник вечного Рима. Феодосия – древнейший город Крыма, единственный сохранивший свое первоначальное название – «Богом данная».

Город красиво расположен амфитеатром на берегу огромного полукруглого залива и по склонам Тепе-Оба – последней возвышенности, замыкающей собой беспрерывную гряду гор, идущую по оконечности полуострова с запада на восток.

Древнегреческая Феодосия, аланская Ардавда, генуэзская Каффа, турецкая Кефе (или Кучук – Стамбул) и снова Феодосия в составе Российской империи.

25-вековую историю Феодосии принято делить на четыре основных периода, названных именем того народа, который был хозяином этой земли: античный греческий, генуэзский, турецкий и российский.
Наш город славен своим богатым культурным наследием и историческим прошлым. Феодосия вдохновляла знаменитых художников и писателей, да и вообще людей творческих профессий.
Над Феодосией угас...
Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов


М. Цветаева, Феодосия,
14 февраля 1914 г.
Особую роль в жизни и творчестве Марины Цветаевой сыграло пребывание в Феодосии. Именно в Феодосии Марина Ивановна создает свою первую поэму «Чародей» и ряд замечательных поэтических произведений: «Генералам двенадцатого года», «В огромном липовом саду», «Уж сколько их упало в эту бездну…» и другие, вошедшие в сборник «Юношеские стихи:1913-1915». В 2009 году в доме, в котором она проживала вместе с сестрой Анастасией, был открыт единственный в Крыму государственный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Много ли мест на земле, где была счастлива Марина Цветаева? Обязательно посетите этот музей, камерный интерьер которого передает обстановку феодосийского жилого дома начала XX века.

В литературной истории Крыма Феодосия занимает особое место. Пожалуй, нет такого другого крымского города, в котором так интенсивно, особенно в первой четверти XX века, процветала литературно-художественная жизнь, вписавшая славные страницы не только в культурную историю полуострова, но и ставшая неотъемлемой частью истории общероссийского литературного процесса.
Стихотворение Осипа Мандельштама «Феодосия», написанное в 1920 году, является, быть может, самым лучшим поэтическим произведением, посвященным городу Феодосия:
Окружена высокими холмами,
Овечьим стадом ты с горы сбегаешь
И розовыми, белыми камнями
В сухом прозрачном воздухе сверкаешь.
Качаются разбойничьи фелюги,
Горят в порту турецких флагов маки,
Тростинки мачт, хрусталь волны упругий
И на канатах лодочки - гамаки…
Пребывание в Феодосии сыграло особую роль в творческой судьбе Александра Степановича Грина. В 1924 году он, уже известный в ту пору писатель, вместе с женой поселился в Феодосии, где прожил до 1930 года. Страной обетованной стала для Александра Грина тихая солнечная Феодосия, которую он называл "городом нежных акварельных тонов". В феодосийский период были созданы четыре романа, среди которых «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь», две повести, около четырех десятков рассказов и новелл.

Литературно-мемориальный музей писателя был открыт 9 июля 1970 года в доме, где он жил в Феодосии. Благодаря воплощенной идее советского художника – архитектора Саввы Бродского, дом был превращен в старинный парусный корабль, с комнатами-каютами, приборами морских глубин и снастями такелажа. Южный фасад здания, обращенный к морю, украшает настенное панно «Бригантина». Визитная карточка Гринландии, вымышленной писателем великолепной страны – это панно «Бригантина» – изящный старинный корабль, нашедший свое место на стене дома-музея романиста. Савва Бродский, всемирно прославленный архитектор и художник, создал это творение искусства в память об известном писателе.

Обязательно посетите уникальный музей, открытый для романтиков всего мира, музей Грина, как лоцман, ведет за собой всех, кто молод душой и горяч сердцем.
Один философ заметил как-то в разговоре об истории Крыма, что памятниками прошлого на полуострове являются развалины и пейзаж.

Эта характеристика соответствует образу небольшого, зажатого между морем и почти полностью изолированного от материка участка суши, где на протяжении тысячелетий взаимодействовали разные народы. Они приезжали сюда то из глубин Азии, то из Европы и, сменяя друг друга или сплавляясь воедино, видоизменяли захваченные территории так, что в конечном счете здесь не осталось ландшафта, который был бы не историческим.

Феодосия оказалась в сосредоточии одной из таких зон. В истории города были периоды высочайших взлетов и глубоких падений.
После присоединения Крыма к России в 1783 году появилась необходимость в исследовании и описании новоприобретенных территорий. Уже в конце XVIII века Феодосию посетили известные ученые и путешественники, она упоминается в сочинениях В.Ф. Зуева, К.И. Габлица, П.С. Палласа, П.И. Сумарокова.

Большую роль в историко-культурной жизни Феодосии начала XIX сыграл Семен Михайлович Броневский, градоначальник, человек высокопросвещенный и литературно одаренный, автор сочинения «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», изданного в Москве в 1823 году.

В Феодосии до создания музея Древностей по случаю или в результате грабительских раскопок было собрано довольно много памятников старины. Памятники старины нужно было сохранить, а раскопками заняться в научных целях. Для этого было решено организовать музей.

Феодосийский музей Древностей – один из старейших музеев не только в нашей стране, но и в Европе. Он был открыт 25 мая 1811 года по инициативе феодосийского градоначальника Броневского. Трижды менял свое месторасположение. Сегодня музей находится в помещении старинного особняка начала ХХ века, где до революции находилась гостиница «Генуэзская», а в советские времена родильный дом и детский сад.
Уникальные экспонаты музея охватывают все периоды истории Феодосии от каменного века до наших дней. Бесплатно можно посетить Лапидарный дворик Феодосийского музея Древностей, который выложен подлинной плиткой средневековой мостовой. Здесь собраны каменные плиты разных эпох. Особенно интересны античные мраморные львы (III век до н.э.). Они были извлечены со дна моря в Керченском проливе близ места, где в древности находился древнегреческий город Фанагория и доставленные из Еникале в Феодосию основателем Феодосийского музея древностей Семеном Михайловичем Броневским. Правда, в середине XIX века эти львы могли отправиться обратно в Керчь – за ними специально приезжал директор Керченского музея древностей Александр Ефимович Люценко, – но львов ему не отдали.

За два столетия истории феодосийского музея львы путешествовали от одного музейного здания к другому, третьему, четвертому… Уже три десятилетия эти львы, ставшие символов музея, стоят в Лапидарном дворике. На их спинах – как и двести, и сто лет назад – сидят, с ними фотографируются, их пишут художники…

Уверяю вас, друзья, что после посещения Лапидарного дворика у вас обязательно появится соблазн посетить и сам музей.
Большой знаток истории Крыма, С.М. Броневский вошел в историю Феодосии не только как основатель музея древностей, но и как гостеприимный хозяин, принимавший у себя семью генерала Н.Н. Раевского и А.С. Пушкина. Августовским вечером 1820 года Пушкин и семейство Раевских, будучи проездом в Феодосии, останавливались в его даче. Через пару дней, на рассвете гости отплыли на корвете «Або» из Феодосии в Гурзуф. Ночью на корабле Пушкин сочинил одно из лучших произведений своей крымской лирики – элегию «Погасло дневное светило»:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Проплывая мимо Карадага, потухшего вулкана близ Феодосии, Пушкин увидел и запомнил причудливую арку скалы – Золотые Ворота. Спустя три года на страницах рукописи «Евгения Онегина» появился рисунок скалы, удивительно точно воспроизводивший форму Золотых ворот. Вполне вероятно, что на создание этого произведения повлияли и впечатления от романтической красоты заката над Карадагом. Вспомним у Максимилиана Волошина:
Эти пределы священны уж тем,
что однажды под вечер
Пушкин на них поглядел с корабля
по дороге в Гурзуф.

25.12.1926 год
Иван Константинович Айвазовский, великий российский художник – маринист, патриот и первый Почетный гражданин Феодосии, являлся почитателем творчества А.С. Пушкина. Иван Константинович и Александр Сергеевич были знакомы лично. В сентябре 1836 года в Петербурге на выставку в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили девятнадцатилетнего Айвазовского, как одного из талантливейших академистов. Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Маленькая деталь – Иван Константинович Айвазовский носил бакенбарды, и в молодые годы был очень похож на Пушкина. Вяземский писал Погодину перед визитом Айвазовского в Москву: «Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант и за сходство…»

Великий поэт никогда не позировал великому маринисту. Картины с Пушкиным Айвазовский создает в последней четверти XIX столетия, через полвека после смерти своего кумира, пишет его по памяти.

Уже став всемирно признанным художником, человеком состоятельным, имея финансовую возможность жить в любой европейской столице, Айвазовский неожиданно для многих принимает решение поселиться в маленькой родной Феодосии, где в 1848 году строит дом по собственному архитектурному проекту в стиле итальянского Ренессанса.
Безусловно, жемчужина Феодосии – картинная галерея им. И.К. Айвазовского. Основанная еще в 1880 году, она являлась первой периферийной галереей в России. Тогда, для посетителей были открыты лишь два художественных музея: Государственный Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. Иван Константинович подарил свою галерею городу Феодосии, твердо веря, что его завещание будет свято соблюдаться, и что его потомки и сограждане будут хранить, как память о нем, его галерею в первозданном состоянии. Так и произошло! Уютный дом Айвазовского знаком каждому феодосийцу с самого раннего возраста. Выглядит он необычно, чем-то напоминает итальянские дворцы эпохи Возрождения. Жители и гости нашего города каждый день могут наслаждаться полотнами великого мастера, рассматривать статуи и другие произведения искусства дома маэстро. Такой подарок нашему городу не делал еще никто…

Творческая судьба и прекрасно прожитая жизнь художника представляют уникальный пример служения Отечеству и любви к родному городу. Он родился и прожил в Феодосии большую часть жизни, оставив в наследство родному городу созданную им картинную галерею. Деньги от продажи своих работ он вкладывал в строение археологического музея, благоустраивал город, провел в Феодосию воду. В своей мастерской он занимался воспитанием молодых талантов.

Нужно отметить, что большим культурным событием Феодосии конца XIX века было открытие городской бесплатной публичной библиотеки, преемником которой является Центральная городская библиотека им. А. Грина.

В Феодосии первая общедоступная (публичная) библиотека была открыта в 1897 году. Попечителем и директором был избран гражданин Феодосии Соломон Крым, который «устроил на свой счет удобное помещение для библиотеки». Основой фонда были книги, подаренные жителями города, а также присланные в дар из других библиотек.
Известный маринист И.К. Айвазовский обращался к В.В. Стасову, художественному и музыкальному критику, заведовавшему тогда отделом публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, с просьбой оказать помощь в пополнении фонда общественной библиотеки. 9 декабря 1897 г. в письме к А. Ф. Бычкову И. Айвазовский напоминает, что «лет пятнадцать назад ему были обещаны книги для городской библиотеки, которую за неимением помещения не удалось открыть». Он сообщал о наличии помещения и указывал, что быстро развивающаяся во всех отношениях Феодосия должна иметь «хоть бы скромную библиотеку».

Спустя 120 лет библиотечное дело в Феодосии продолжает развиваться. Сформирована библиотечная сеть, пополняются книжные фонды, внедряются информационные технологии, реализуются инновационные проекты, например – проект «Философия города – историческое пространство. Точка доступа – библиотека». Он направлен на изучение культурного наследия города 25 веков – Феодосии и, как результат полученных знаний, – на создание авторских туристических маршрутов по улицам города. Библиотекари уже подготовили и разместили в сети Интернет первый аудио-тур по городу, каждый желающий может абсолютно бесплатно совершить маленькое путешествие по городу, прослушивая интересные истории, связанные с достопримечательностями маршрута с помощью своего мобильного телефона. Использование при прогулках по городу бесплатного аудиогида с созданными маршрутами в рамках проекта повысит туристическую привлекательность и бережное отношение к культурному наследию как у гостей, так и у жителей Феодосии.
В главной библиотеке города открыта книжная выставка «Феодосия в книгах», она поможет создателям «карманных» историй рассказать о судьбах многих народов, живших в разное время в нашем городе, создававших его неповторимый образ.
«Каких последов в этой почве нет
Для археолога и нумизмата –
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата»

М. Волошин

На этой выставке обращает на себя внимание книга «Феодосия. Исторический очерк» Василия Ксенофонтовича Виноградова, которая сама стала уже памятником. Первое ее издание, напечатанное в нашем городе в 1884 году, автор посвятил 100-летию присоединения Крыма к России. Второе и третье дореволюционные издания вышли в свет после смерти известного феодосийца в 1902 г. в Екатеринодаре и 1915 г. в Феодосии.

«Великое событие присоединения Крыма к нашему отечеству совершилось в последней четверти прошлого века. 8 апреля 1883 года исполнится первая столетняя годовщина его. К этому знаменательному дню многие готовят сочинения, касающиеся истории или всего полуострова, или отдельных его частей и городов. Спешим и мы принести общерусскому празднику посильную дань, в виде предлагаемого благосклонному вниманию читателя «Исторического очерка г. Феодосии».

В.К. Виноградов «Феодосия. Исторический очерк». Введение к книге.

В.К. Виноградов – директор главного учебного заведения города, председатель педагогического совета феодосийской женской гимназии, гласный Феодосийской городской думы, избирался церковным старостой собора св. Александра Невского, являлся действительным членом Императорского Одесского общества истории и древностей, членом Таврической ученой архивной комиссии, печатался на страницах столичного журнала «Педагогический вестник». Мы же, нынешние феодосийцы, знаем его в первую очередь как талантливого историка-краеведа, оставившего потомкам замечательный труд – историю Феодосии от основания до 80-х годов ХIХ столетия­­ – первый полноценный исторический очерк о нашем городе.

Исторический очерк состоит из четырех основных глав, осмысленных автором как крупные исторические периоды, как периодизация истории Феодосии: Древний период (Греко-Римский, с VI ст. до Р.Х. до V после Р.Х.), Средний период (Генуэзский, с V до ХV ст. Р.Х.), Новый период (Турецкий, с 1475 до 1783), Новейший период (Русский, с 1783 до 1883 года).
Удивительная, как теперь принято говорить, «история успеха» состоялась в рамках нашего библиотечного проекта, связанного с сохранением и изучением культурного наследия Феодосии. На связь с нами вышел потомок Василия Ксенофонтовича – Михаил Борисович Виноградов, который теперь проживает во Франции. Он унаследовал редчайшие архивные документы, которые презентовал в рамках видеосвязи, сеанс которой был организован в Центральной городской библиотеке им. А. Грина. Научные сотрудники музеев, историки-краеведы были ошеломлены такой встречей, так как представленная информация поможет раскрыть «белые пятна» истории Феодосии. А мы, библиотекари, были очень рады тому, как наш проект расширяет горизонты работы и значимости библиотеки в местном сообществе.

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Спеши, мой читатель, в библиотеку там ждет тебя удивительное и захватывающее путешествие вглубь веков одного из старейшего города нашей страны. Большинство авторов книжной выставки – феодосийцы, это труды историков, краеведов и не только! Хочу закончить свою историю любви к Феодосии стихотворением юной Лизы Яниковой, ставшим своеобразным гимном, посвященному любимому городу:
Феодосия
На Черноморском южном берегу,
Близ Карадагского потухшего вулкана,
Есть город древний, славный Богом данный,
Который не любить я не могу.
От Иверского храма куполов,
Вся в зелени деревьев утопая,
И до Приморских золотых песков,
Всё это, - Феодосия родная.
Здесь Карантина тихая слободка,
Где крепость генуэзская у скал,
И рыбаком оставленная лодка,
Покачиваясь, бьётся о причал.
Обласканный морским прибоем город,
Согретый солнца бархатным теплом,
Здесь даже воздух напоён любовью,
К всему тому, что создано Творцом.
И сердце, той любовью наполняясь,
Спешит её дарить другим сердцам,
Сам Айвазовский здесь шедевры создавая, так завещал свою любовь и нам.
И глядя в даль морскую на рассвете,
На мыс Ильи и Генуэзский вал,
Свою Ассоль здесь Грин однажды встретил, о чём он тоже всем нам рассказал.
Здесь Пушкин, и Цветаева, Волошин,
Коснулись струн души своим пером,
Мой город лучше всех самых хороших, И слава Богу, что мы здесь живём.
Елизавета Яникова, 11 лет
Рекомендательный список литературы «Феодосия в книгах»
1. Бобков, А. А. Разворот солнца над Аквилоном вручную. Феодосия и феодосийцы в Русской смуте. Год 1918 : научное издание / А. А. Бобков. - Феодосия ; Симферополь : Оригинал-М, 2008. - 384 с. : ил.

2. Виноградов Василий Ксенофонтович (1843-1894).Феодосия : ист. очерк / В. К. Виноградов. - Репр. воспроизведение изд. 1915 г. - Феодосия : Арт Лайф, 2011. - 162 с. : ил. ; 21 см. - (Историческое наследие)

3. Виноградов К. А. Феодоситы: специальное историко-краевед. изд. Вып. 3 / К. А. Виноградов, В. Т. Гончаров. - Феодосия : Арт Лайф, 2013. - 132 с., 64 с : ил. Есть автограф: Виноградов К. А.

4. Иван Константинович Айвазовский. Живопись, графика : каталог / Феодос. картин. галерея им. И. К. Айвазовского ; при содействии М-ва культуры Респ. Крым ; гл. ред. К. Игнатов ; авт.-сост.: Т. Гайдук, К. Игнатов. - Симферополь : Игнатов К. Э. [издатель], 2016. - 228 с. : цв. ил. ; 35 см. - (Айвазовский: 200 лет триумфа : междунар. культурол. проект). - Текст рус., англ. - Летопись жизни и творчества И. К. Айвазовского: с. 202-221. - Библиогр.: с. 221-225. - Генеал. древо рода И. К. Айвазовского: с. 226-227.

5. Катюшин, Е. А. Феодосия. Каффа. Кефе : Истор. очерк / Е. А. Катюшин. - Феодосия : Арт Лайф, 2007. - 176 с., 16 с. цв. вкл. : ил. Есть автограф: Е. А. Катюшин.

6. Корнилецкий А. И. Каффа - царица морей: ист. очерк / А. И. Корнилецкий, Д. А. Филатов. - Симферополь: Н. Гук, 2014. - 40 с. : ил. - парал. рус. и англ. яз.

7. Корнилецкий А. И. Пешком по Богом данной: экскурсия по Феодосии / А. И. Корнилецкий. - Симферополь : Н. Гук, 2014. - 24 с. : ил.

8. Лихотворик Р. С. Путешествие со старой открыткой : Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ, Судак, Карасубазар на рубеже XIX - XX столетий / Р.С. Лихотворик. - Феодосия : Арт-Лайф, 2007. - 172с : ил.

9. Мурзакевич Н. Н. История генуэзских поселений в Крыму / Николай Мурзакевич. - Феодосия: Арт Лайф, 2012. - 103 с. : ил ; 21 см. - (Историческое наследие)

10. О Феодосии, с любовью: сборник произведений юных феодосийцев-победителей городского конкурса детского творчества «Феодосия – дар Богов» : Проект Центральной детской библиотеки к 200-летию Феодосийского музея древностей. – Феодосия : Арт Лайф, 2011. – 44 с. : ил.

11. Пермесская Т. Ю. Феодосийский Некрополь: мемориальный альбом / Т. Ю. Пермесская, В. А. Браславская. - Феодосия : Арт Лайф, 2011. - 90 с : ил.

12. Петрова Э. Б. Феодосия: Очерк-путеводитель: 195-летию Феодосийского музея древностей посвящается / Э. Б. Петрова, Е. А. Катюшин, А. А. Евсеев. - Симферополь : СОНАТ, 2006. - 192 с. : ил. - (Новый крымский путеводитель).

13. Петрова Э. Б. Античная Феодосия: История и культура / Э.Б. Петрова. - Симферополь: СОНАТ, 2000. - 264 с. : ил.

14. Поклон из Феодосии : каталог видовых открыток Феодосии. 1899-1918 гг. / Феодосийский музей денег. - Феодосия : [б. и.], 2005. - 120 с. : ил.

15. Рудь Я. И. Феодосия героическая: фотоочерк / Я. И. Рудь. - Симферополь : Таврия, 1975. - 24 с. : ил. Есть автограф: Я. И. Рудь

16. Саркизов-Серазини И. М. Воспоминания о Феодосии : мемуары / И. М. Саркизов-Серазини. - Феодосия: Арт Лайф, 2010. - 112 с. : фото, портр.

17. Саркизов-Серазини И. М. По восточному Крыму : путеводитель / И. М. Саркизов-Серазини. - М. : [б. и.], 1958. - 144 с. : ил.

18. Тункина И. В. Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871 / И. В. Тункина ; РАН. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. - Киев : Болеро, 2011. - 240 с. : ил.

19. Туров, А. В. Феодосия старая и новая: Докум. летопись. ХІХ-ХХІ вв. / А. В. Туров. - Симферополь: Світ, 2002. - 192 с. : фото.цв. Есть автограф: Туров А. В.

20. Туров А. В. Город у моря: Историко-краеведческое издание / А. В. Туров. - Симферополь: Салта, 2013. - 312 с. : ил.

21. Федоренко М. Н. Путеводитель по Цветаевским местам Феодосии : очерк-путеводитель / М. Н. Федоренко, О. В. Гришиненко ; ред. З. А. Тихонова ; М-во культуры РК; ГБУ РК "Ист.-культур., мемор. музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина", музей Марины и Анастасии Цветаевых. - Феодосия: Арт Лайф, 2016. - 36 с. : ил. - Библиогр.: с. 31

22. Феодосия / Э. М. Абрамов [и др.] ; гл. ред. Э. Б. Петрова, авт. проекта В. Б. Костюкевич. - Симферополь: ЧерноморПРЕСС ; Феодосия : Коктебель, 2008. - 229 с. : ил.

23. Феодосия. Планерское. Судак [Текст]: фотоальбом / сост. М. Ф. Коржов. - Киев: Мистецтво, 1978. - 125 с. : ил. - На русском и украинском языках.
Точки доступа на фото и видео материалы
1. Краеведческий веб-проект «Феодосия в книгах» создан с целью воспитания патриотизма у феодосийцев и интереса к нашему городу у пользователей Всемирной сети путем популяризации книг и материалов из фондов Центральной городской библиотеки им.А.Грина. Проект не ставит целью дать исчерпывающую информацию по истории города, биографии либо событию, его главная задача — раскрыть содержание краеведческого фонда ЦГБ им.А.Грина.

Точка доступа:

http://feolib.crimealib.ru/publ/

http://feolib.crimealib.ru/_tbkp/igor/sajt_putevoditel_2018.pdf

2. «Философия города – историческое пространство. Точка доступа – библиотека» - социальный проект, направленный на изучение культурного наследия города 25 веков – Феодосии. Результат проекта - создание авторских туристических маршрутов по улицам города – аудиогидов.

Точка доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=gxo_-nJc-0g&feature=emb_logo промо-ролик проекта

https://vk.com/club189136343 страничка в соцсети Вконтакте Карманные истории в рамках проекта

3. Электронная книжная выставка «Феодосия в книгах» создана в помощь участникам проекта «Философия города – историческое пространство. Точка доступа - библиотека». На выставке представлены уникальные краеведческие издания, которые помогут историям для аудиогидов стать захватывающими.

Точка доступа:

https://izi.travel/ru/4ec2-feodosiya-v-knigah/ru

4. Аудиотур «Феодосия - город музей» - «карманная» экскурсия от библиотекарей жителям и гостям города.

Точка доступа:

https://izi.travel/ru/7383-feodosiya-gorod-muzey/ru#tour_details_first