Гора Митридат. Современный вид. Фотография взята на сайте «Записки путешественника» https://bangkokbook.ru/

бахчисарай

олрь
Бывшая столица Крымского ханства поражает путешественников тем больше, что возникает перед ними как бы случайно: степная длинная дорога круто сворачивает за четверть версты от города, и он возникает вдруг, как бы вырастает на глазах.

Въезжают в него через полуразвалившиеся, мхом обросшие ворота со старыми железными затворами, и сразу же попадают на главную и единственную улицу, протянувшуюся вдоль речки Чурук-Су (Гнилая вода) версты на четыре. Город весь спрятан в глубокой и узкой лощине между почти отвесными стенами белых меловых гор, укрытый в зелени садов. И только ряды гигантских тополей соперничают с многочисленными минаретами татарских мечетей.

Некогда здесь существовали города Бадатион и Палакион, и тавро-скифский царь Скирул воевал с Митридатом и скрывался от него в Чуфут-Кале, неприступном городе-крепости.

Бахчисарай становится столицей ханства после падения генуэзских факторий в Крыму (в 1475 году) и захвата полуострова турками. Хан Менгли-Гирей, ставший первым вассалом Порты, живёт в Чуфут-Кале, ожидая, когда построят дворец в новой столице, и умирает, не дождавшись.
Свой колорит до середины город сохраняет до середины XIXвека: все его дома в восточном вкусе, в два этажа, окнами во двор, с балконами, деревянными решетками, зелеными двориками. Вся его жизнь сосредоточивалась на главной (и единственной) улице, обставленной по обе стороны лавками, лавчонками и мастерскими ремесленников. На глазах у толпы в них изготовляют всевозможные изделия из металла, кожи, дерева — сабли, ножи, медную посуду, седла, бурки, обувь, сафьянные изделия, плети, кушаки, войлоки, чубуки и многое-многое другое. Тут жарят кебабы (шашлыки), пекут плацинды и пекыр-бореки (сырные пирожки) для огромной толпы, наполняющей базар, на который стекаются купцы со всего Крыма.

Во времена праздников сюда сходятся мусульманские шуристы (поэты), песнопевцы, сказочники, здесь танцуют дервиши и выступают джигиты-силачи.

Когда Пушкин и Раевские въезжают в Бахчисарай, как раз начинается Байрам — осенний мусульманский праздник, сопровождавшийся народными спортивными играми и состязаниями и всеобщим оживлением. Впечатления от увиденного вошли потом в описание Байрама в поэме «Кавказский пленник».

Ханский дворец (хан-сарай), который так стремятся увидеть все путешественники, также находится на главной улице. Его яркие кровли, тонкие башенки, высокие трубы, пестрые решетчатые рамы, лабиринты комнат, тенистые дворики, журчащие фонтаны связываются с представлениями о восточной роскоши и неге.

Памятник Пушкину в Бахчисарае
Фотографии из архива автора.
Пушкин описывает впечатление, произведенное на него дворцом, и коротко обозначает, что он в нем видел: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К** поэтически описывала мне его, называя la fontain des larmes [с французского — «Фонтан слез"]. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавой железной трубки по каплям капала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат.

N.N. почти насильно повёл меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище… Что касается до памятника ханской любовнице, о котором говорит Муравьев, я об нем не вспомнил, когда писал свою поэму [«Бахчисарайский фонтан»], а то бы непременно им воспользовался».
Здание дворца, которое видел Пушкин и знают наши современники, построено около середины XVIII столетия на месте прежнего, сгоревшего во время русско-турецкой войны в 1736 году. Один из участников похода в Крым в 1736 году оставил описание ханского дворца до разрушения и пожара; дворец был раскрашен под мозаику красной и золотой краской и состоял из огромного числа комнат и залов, уставленных диванами, крытыми коврами, всюду были мраморные бассейны и фонтаны (среди них Аглай-чешме, или Гияш — «плачущий»), среди дворцовых помещений он называет мечети, бани, беседки, купальни, помещения для невольниц (сераль). Тогда были сожжены и разрушены многие строения и вырублены висячие сады в гаремном дворе.

Ханский дворец
Фотографии из архива автора.
В последние десятилетия существования Крымского ханства оставленный дворец ветшал и разрушался, последний хан, Шагин-Гирей, перенес столицу в Кафу. В 1787 году дворец подновили и отремонтировали, значительно усилив «восточный» колорит. В XIX веке дворец служил резиденцией для знатных путешественников (ведь и Пушкин с Раевскими ночевали в нём), оставаясь музеем и памятником.

Перейдя Чурук-Су по каменному мостику, через большие ярко раскрашенные ворота, путешественники попадают в просторный дворцовый двор. Направо от ворот — дворец, составленный из многочисленных разновысоких строений, что даёт возможность иметь окна в трех стенах комнат. Внутренних помещений так много, что без провожатого непременно теряешься в лабиринте многочисленных переходов.

Тогда, в 1787 году, все комнаты были пестро разукрашены, во многих позолочены потолки, на стенах и ставнях появились картины и даже изображения человеческих лиц, что противоречило мусульманским законам, почти везде были устроены расписные камины — тоже европейское нововведение, не виданное здесь прежде. Комнаты, где останавливались августейшие особы, были убраны по-европейски, в остальных стояли низкие диваны, шитые серебром и золотом, и столики с перламутровыми инкрустациями.

Пушкин посещает и гаремный корпус, примыкавший к, дворцу и состоявший из огромного — более семидесяти — числа комнат, беседок, бассейнов, купален. Он был очень ветхим и простоял недолго. Но и то, что сохранилось до сегодняшнего дня, представляет зрелище удивительное.
По левую сторону от ворот стоит Большая дворцовая мечеть (1740−1743 годы) с двумя минаретами, рядом «Северное» и «Южное» дюрбе (мавзолеи XVI века), дворцовое кладбище, бани «Сары-Гюзель» (1533 года), хозяйственные корпуса и вдалеке за ними — мавзолей возлюбленной хана Дилары-Бикеч, умершей в 1764 году. С нею было связано множество легенд, живших в Крыму долгое время. В её память создан в 1764 году мастером Омером знаменитый «Фонтан слез», находящийся сейчас в фонтанном дворике вместе с «Золотым фонтаном» («Фонтан слез» предназначался для мавзолея Дилары-Бикеч и находился в нем до 1787 года, затем был перенесен во дворец).

Пушкин, отозвавшийся о фонтане в письмах скептической фразой, не мог не оценить его живой прелести и глубокого символизма — мастер воплотил в нем идею вечной печали об ушедшей возлюбленной. В 1824 году, уже в Михайловском, поэт возвратился памятью в Крым и именно «Фонтану слез» посвятил стихотворение:

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Фонтан слёз
Фотографии из архива автора.
Бюст поэта возле «Фонтана слёз»
Фотографии из архива автора.
Ханский дворец
Фотографии из архива автора.
Скорее всего, в первый приезд в Бахчисарай — 7 сентября — Пушкин посетил только ханский дворец. Но в последующие дни Пушкин ещё раз приезжал в бывшую ханскую столицу и мог увидеть и другие местные достопримечательности.

В одной из серых скал, среди которых проходит дорога от Бахчисарая к Чуфут-Кале, высечен Успенский монастырь. Он принадлежит к числу сооружений, созданных во времена раннего христианства в Тавриде. У подножия скалы существовало тавро-скифское поселение, жители которого приняли христианство в Инкермане и создали храм, подобный инкерманским храмам. Позже жителями этой колонии стали греки, она получила имя Мариамполь, существовала до 1779 года, когда все крымские греки были выселены на берега Азовского моря. Церковь вырублена в отвесе высокой скалы, вмещает более двухсот человек, из нее есть выход на балкон, или террасу, висящую над пропастью. К церкви ведет крутая лестница. Дважды в год сюда собирались христиане со всей округи, даже тогда, когда в 1779 году церковь покинул священник-грек. После постройки в 1801 году в Бахчисарае городской церкви Успенский храм лишился своих икон, утвари и превратился в кладбищенский. В 1820 году при церкви оставалась чета стариков-греков, которые ютились в деревянной каморке, прилепившейся к скале высоко над землей.
Чуфут-Кале — «пещерный город» — место столь же замечательное и поражающее воображение, как и Мангуп, но более известное. Этот город возник на гребне высокой, совершенно отвесной скалы, и единственная дорога соединяет древнее обиталище, обнесенное высокими стенами, со всем миром. Под круглой башней устроены большие железные ворота, за ними начинается единственная улица Чуфут-Кале, древняя, как само это место, с пробитыми в камне колеями от колес. Трудно сказать, кто были основатели крепости. Ею владели и тавры, и скифы, и генуэзцы, и крымские татары. Одна из достопримечательностей города — мавзолей Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыша, умершей в 1437 году. Он находится у ворот Орта-капу, в центре верхней плоскости Кале. Другие памятники свидетельствуют о том, что крымские ханы жили в Чуфут-Кале до обоснования своего в Бахчисарае.

Пещерный город Чуфут-кале и Успенский монастырь
Фотография взята на сайте «Записки путешественника» https://bangkokbook.ru
Кроме того, здесь сохранились остатки древней базилики, христианского храма, синагоги, многочисленные жилища. Но в 1820 году Пушкин видел не остатки пещерного города, как в Мангупе, а посетил обитаемое селение. Жители Кале (местное, сокращенное название города), караимы, пришли сюда еще в X веке, как свидетельствуют надписи на могильных плитах в Иосафатовой долине, и жили здесь, сосуществуя со всеми завоевателями и правителями крепости. В XVIII веке Чуфут-Кале был мирным городом караимов, ставших верными подданными России. В 1820 году их было там около шестисот человек. Муравьев-Апостол называет Чуфут-Кале «воздушным городом», потому что его дома казались ему орлиными гнездами, прилепленными к обрыву. Если же снизу смотреть на эту мощную крепость с маленькими домиками под облаками, они кажутся забралами древних укреплений. Однако быт обитателей города был в то время совершенно мирным. За толстыми каменными стенами, тянущимися с двух сторон вдоль улицы, за калитками, куда можно было спокойно войти, все было устроено в восточном вкусе. Со всех сторон закрытые дворы, окруженные строениями, открытая галерейка вдоль жилого дома, вход с крыльца. Комнаты убраны резными яркими украшениями по стенам, деревянные потолки раскрашены, вдоль стен — широкие диваны, пол устлан ярким, пестрым войлоком или ковром. Так выглядело караимское жилище в начале XIX века, наверное, так же и в X, потому-то и спешили путешественники увидеть этих обитателей неприступной когда-то крепости, что чувствовали в них живое дыхание давно прошедших времен.
С пребыванием поэта в Чуфут-Кале, возможно, связана история его знаменитого сердоликового перстня-печатки (не сохранился). Он представлял собой витое золотое кольцо, в которое был вставлен восьмиугольный камень-инталия с надписью на древнееврейском языке довольно грубого начертания, сверху и снизу обрамленной орнаментом. По мнению некоторых специалистов, надпись и стиль начертания букв указывают на крымско-караимское происхождение перстня. Такие перстни были распространены в Крыму, позже в Бахчисарае на базаре их можно было купить еще в 30-е годы нашего столетия. Возможно, стихотворение «Талисман» связано именно с этим перстнем — талисманом от любовной измены:

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга
От печальных чуждых стран
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман…

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцалуют не любя —
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!"

Никанор Григорьевич Чернецов. «А. С. Пушкин в Бахчисарайском дворце». 1837 г.
Главная улица. Современный вид
Фотографии из архива автора.
олрь